?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Памятник создателям железных дорог России.
vitushkinam

В Москве у Казанского вокзала (боковой фасад) открыли новый памятник. Это посвящение создателям российских железных дорог. Автор скульптуры – Салават Щербаков. Скульптурная группа состоит из 6 фигур и одного бюста. Не все имена на постаменте оказались мне знакомы. Что ж, это стало поводом для расширения кругозора.




Черепановы Ефим Алексеевич (1774—1842) и Мирон Ефимович (1803—1849), отец и сын -русские изобретатели и промышленные инженеры. Они были из крепостных знаменитых заводчиков Демидовых.
С 1822 года вплоть до своей смерти Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен его заместителем и, в конечном счёте, заменил отца после его смерти.
Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Однако наиболее интересным аспектом работы Черепановых являются паровые машины, которые они упорно пытались внедрить в промышленное производство.
Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1833 году Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучал устройство железных дорог. По возвращении, в 1833—1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник. Черепановы получили вольные за свою деятельность.
В Нижнем Тагиле установлены памятники не только Черепановым, но и их паровозу.


Павел Петрович Мельников, как один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва, лично убедил императора Николая Первого начать её строительство. Он входил в специальный Комитет, учреждённый для строительства Николаевской железной дороги вместе с другими техническими руководителями и создателями проекта. Первый министр путей сообщения России (1866—1869), инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного совета. За время его управления Ведомством путей сообщения сеть российских железных дорог увеличилась на 7 тыс. 62 км. Автор книги «О железных дорогах» - первого в России учебного пособия по железнодорожному транспорту. Павел Петрович Мельников, кроме разработки планов и строительства первых магистральных железных дорог, на глубоком научном уровне занимался вопросами вагоностроения.


Сергей Юльевич Витте ( 1849 — 1915) — выдающийся русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—06), председатель Совета министров (1905—06).
Из курса школьной истории С.Ю.Витте больше известен нам, как министр финансов царской предреволюционной России и автор манифеста 17 октября 1905 года, согласно которому предполагалось начало трансформации России в конституционную монархию. Пост министра путей сообщения он занимал лишь в течение нескольких месяцев, с февраля по август 1892 года. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов, а также провёл реформу железнодорожных тарифов.



Князь Михаил Иванович Хилков (1834 — 1909) — русский государственный деятель, министр путей сообщения Российской империи (1895—1905); действительный тайный советник.
В 1894 году назначен главным инспектором железных дорог, а с января 1895 года управлял министерством путей сообщения.
При Хилкове протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а их грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советский период) и около 500 км автомобильных дорог.
Хилков блестяще организовал работу по сооружению Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Грандиозные работы были также развёрнуты на Транссибирской магистрали. Хилков много раз выезжал в Сибирь, где оперативно решал проблемы строительства. Он проехал по железной дороге от Урала до Байкала, посетил Забайкалье. Именно он вбил последний костыль 13 сентября1904 года, после чего произошла стыковка Великого Сибирского пути. Особое внимание министр уделял обустройству магистрали, улучшению условий жизни и быта железнодорожников и строителей. Началась русско-японская война, и на восток скорым ходом полетели воинские эшелоны. Нелёгкая задача выпала министру путей сообщения Хилкову. Но в отличие от военных, справился он с ней успешно. Отмечая это, корреспондент английской газеты «Таймс» подчёркивал, что князь Хилков оказался для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин.
С началом революции 1905 года на железных дорогах начались забастовки. Не сумев справиться с ними, Хилков вышел в отставку в октябре1905 года.


Франц Антон Фон-Герстнер (1796 — 1840) — австрийский и чешский инженер, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России.
По приглашению Российского Горного ведомства Герстнер прибыл в августе 1834 года в Россию для обозрения горных заводов. Здесь его воодушевила мысль о постройке железных дорог в России. Он уделил три месяца сбору статистики: объездил многие губернии центра России, знакомился с укладом жизни, состоянием дорог, торговли и горного дела. По возвращении в столицу в начале 1835 года он подал записку императору Николаю I, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог:
В записке говорилось:«…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения…». Далее предлагалось проложить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой, затем связать Москву с Казанью и Нижним Новгородом, и продолжить дорогу дальше на юг — до Одессы Через несколько недель записка уже рассматривалась в особом, под личным председательством императора, комитете. И, хотя устройство железных дорог в России было единогласно признано неоспоримо полезным, были высказаны разные сомнения в финансовом отношении. Поэтому осуществление грандиозного плана его не могло тогда состояться; пришлось Герстнеру удовольствоваться гораздо меньшим. В январе 1835 года Ф. А. Герстнер был принят императором Николаем I. , а 15 апреля 1836 года был обнародован Указ императора о сооружении Царскосельской железной дороги.


Указ о строительстве железной дороги Москва – Санкт-Петербург император Николай I подписал лишь в 1842 году, за что и был удостоен бюста, венчающего всю скульптурную группу.